МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Межпоселенческая Центральная библиотека.

 

 

 

 

 

 

Как привлечь ребенка к чтению.

 

Работа с родителями.

 

(Методические рекомендации для библиотекарей)

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: методист МЦБ

 

Ю. А. Простакишина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Чернышевск, 2016 год.

 

Взаимодействие библиотеки  с семьями обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью.

 

Библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе.

 

К счастью, библиотеки  сегодняшнего дня доступны каждому и взрослому, и ребенку.  Именно  библиотека призвана оказать практическую помощь родителям в формировании читательской среды ребенка: что и как читать детям, как создать домашнюю библиотеку, как привлечь любовь к чтению.  Несколько практических рекомендаций для библиотекарей при подготовке мероприятий с родителями.

 

 

 

Обращение к родителям:

 

I. 10 причин читать:

 

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо:

 

Ø Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите;

 

Ø Чтение для детей делает из них читателей в будущем;

 

Ø Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых;

 

Ø Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию;

 

Ø Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать;

 

Ø До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов;

 

Ø Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка;

 

Ø Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком;

 

Ø Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь;

 

Ø  Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 

 

 

II. Памятка для родителей.

 

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

 

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

 

3. Систематически читайте сами. Это форми­рует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

 

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

 

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

 

6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения - примерно 40-45 минут.

 

7. Прививайте навыки культурного и береж­ного обращения с книгой.

 

8. Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рас­сматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого ро­дители могут привить детям интерес к чте­нию.

 

9. Рисунки по мотивам любимых книг являют­ся для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

 

10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоин­ством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

 

11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми по­желаниями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

 

 

 

 

 

III. Анкета для родителей.

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

 

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улуч­шить работу библиотеки (села, поселка).

 

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

 

1.Как вы относитесь к чтению?
А) Сами любите читать.
Б) Не очень любите.
В) Безразлично.


2. Как часто вы читаете?
A) Постоянно.
Б) Довольно часто.
B) Иногда.


3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
А) Классика.
Б
) Детективы.
В) Приключения.
Г) Фантастика.
Д) Современная проза.
Е) Женский роман.
Ж) Поэтические сборники.
3) Периодика.
И) Другое (что именно).

4. Есть ли в вашем доме  детская библиотека?


5. Сколько примерно в ней книг?


6. Какие читательские интересы  обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем любит читать?


7. Какие детские журналы Вы выписываете, покупаете, берете в библиотеке;


8. Часто ли Вы читает книги?
A) Ежедневно.
Б) Изредка (сколько раз в неделю).
В) Не читаю вообще.
9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?


10. Что по-вашему, дает современному ребенку чтение книг?


11. Какую помощь, вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

 

 

 

 

 

IV. Предлагаемые книги для детского и семейного чтения

 

(7-10 лет).

 

Ø Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.

 

Ø Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.

 

Ø Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.

 

Ø  Гераскина Л. В стране невыученных уроков.

 

Ø Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.

 

Ø Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсо­не.

 

Ø Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.

 

Ø Медведев В. Баранкин, будь человеком! Ска­зочная повесть.

 

Ø Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.

 

Ø Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в шко­ле и дома; Приключения Незнайки и его друзей.

 

Ø Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.

 

Ø Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.

 

Ø Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.

 

Ø Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.

 

Ø  Сетон-Томпсон Э.  Рассказы о животных.

 

 

 

Межпоселенческая центральная библиотека

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по проведению мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

 

 

 

Составитель: Ю. А. Простакишина                                                                                           методист МЦБ

 

 

п. Чернышевск, 2016 г.

 

        Терроризм и экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и

экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их

профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

         Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от  чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодежи.

      Явление экстремизма и терроризма хорошо знакомо истории человечества. До недавнего времени оно интересовало ограниченное количество людей нашей планеты. Однако, после ряда экстремистских и террористических актов в России  и других странах мира, оно стало актуальным, требующим к себе пристального  внимания, так как круг стран и народов, вовлеченных в эту проблему, исчисляется миллионами людей разных культур, рас, религий.

     Экстремизм стал новой реальностью нашей жизни с конца XX века. Мир и Россия оказались не  готовы к этой реальности. Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодежь  России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

      Экстремизм и терроризм являются преградой развития как общества, так и личности, а потому, по отношению к его явлениям, необходима постоянная

профилактика и сдерживание. Таким образом, учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у подростков устойчивых жизненных  установок.

       Настоящие методические рекомендации предложены в помощь

библиотечным работникам при организации и проведении мероприятий,

посвященных профилактике экстремизма и терроризма.

Экстремизм– это приверженность крайним взглядам и в особенности

мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское  неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве теоретико-идеологического обоснования экстремизма выступает комплекс радикальных идейных установок и воззрений, оправдывающих применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей. 

 

Терроризм– это крайняя мера, с помощью которой отдельные лица или

политические партии пытаются добиться осуществления своих требований,

зачастую чуждых демократическому обществу. Всегда такие меры

сопровождаются насилием,  касающиеся жизней мирного населения

      Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем современности, и

представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, захват заложников, взрывы бомб в государственных учреждениях и общественных местах и т.д.

      Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму –

это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Терроризм и экстремизм как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально

-психологического  устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако  сегодня терроризм и экстремизм

Превратились в одну из опаснейших глобальных  проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Мировой и отечественный опыт антитеррористической борьбы говорит о том, что для успеха в противостоянии этому злу необходимо деятельное участие всего общества. Требуется понимание, доверие и всесторонняя поддержка мер безопасности, предпринимаемых правоохранительными органами для предупреждения террористических актов.

      Каждому гражданину необходимо обладать антитеррористическими знаниями и  навыками обеспечения личной и общественной безопасности.

     Следующим этапом организации профилактической работы в библиотеке является планирование деятельности с читателями по двум направлениям:

1. Информационно-просветительская деятельность – деятельность,

направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди всех читателей.

2. Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме

активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого читателя задач.

          В современном мире библиотекари в своей работе должны уделять особое внимание поведению в экстремальных ситуациях, подчеркнув, что от каждого из нас зависит, будут ли на улицах наших городов, сёл и деревень продолжать гибнуть люди, греметь взрывы. Ведь бдительность, ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической коалиции.

        В целях воспитания у населения уважения к ценности мирной жизни и увековечения памяти погибших в террористических актах мирных жителей и защитников нашей Родины предлагаем Вам использовать в работе следующие формы и методы работ:

       БЕСЕДЫ:

Ø «Мы сегодня в опасности. Что делать?»;

Ø в рамках солидарности с жертвами терактов «Терроризму скажем: НЕТ!»;

Ø «Что такое экстремизм?»;

Ø «Терроризм – зло против человечества»;

Ø  «История события», посвященная памяти жертв терактов;

Ø  «Экстремистская организация. Противодействие экстремистской деятельности»;

Ø «Опасные грани жизни и пути их преодоления»;

Ø  «Земля без войны»;

Ø «Защита от угрозы террористических воздействий»;

Ø «Действия в условиях угрозы и совершения террористического акта»;

Ø «Правила и порядок поведения при угрозе или осуществления теракта»;

Ø «Государственное противодействие терроризму»;

Ø  «Мир без насилия»;

Ø «Осторожность не бывает лишней»;

Ø  «Терроризм: территория страха!»;

Ø «Терроризм - проблема века»;

Ø «Терроризм. Наше право на жизнь»;

Ø «Терроризм: истоки и последствия»;

Ø «Чёрные дыры террора»;

Ø «Мир против преступности и терроризма»;

Ø «Терроризм. Я предупреждён».

 ЧАСЫ ПАМЯТИ:

Ø «Гори печальная свеча»;

Ø  «Без права на забвение»;

Ø «Мы помним».

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:

Ø «Уроки толерантности»

Ø «Терроризм  - зло против человечества»;

Ø «Национальность без границ»;

Ø «В единстве наша сила!»;

Ø «Земля без войны»;

Ø «Как не стать жертвой теракта»;

Ø «Терроризму – нет, нет, нет».

 ВЫСТАВКИ:

Ø «Россия против террора»;

Ø «Память на все времена»;

Ø «Всем миром против терроризма»;

Ø  «Наш мир без террора»;

Ø выставка одного события: «Жертвы террора – дети», «Чужого горя не бывает»;

Ø «Мы не допустим терроризм»;

Ø «Дружба народов – оружие против террора»;

Ø выставка – предостережение «Террору скажем – нет!»;

Ø выставка-предостережение «Игры со свастикой»;

Ø выставка-хроника «Летопись российского террора»;

Ø выставка-обзор «Террор в прошлом и настоящем»;

Ø выставка-обозрение «Обвиняется терроризм»;

Ø выставка-представление «Вирус с человеческим лицом».

АКЦИИ:

Ø «День толерантности»;

Ø «Школа – территория безопасности»;

Ø «Скажи экстремизму: НЕТ!»;

Ø «Мы за светлое будущее»;

Ø «Зажгите свечи», посвящённая  Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

КОНКУРС РИСУНКОВ И ПЛАКАТОВ:

Ø «Молодёжь – ЗА культуру мира, ПРОТИВ терроризма!»;

Ø «Мир без насилия»;

Ø «Учимся жить в многоликом мире»;

Ø «Я рисую мир!»;

Ø «Нам интересен мир»;

Ø «Красота спасёт мир»;

Ø рисунки на асфальте «Мирное небо над головой»;

ДИСКУССИИ НА ТЕМЫ:

Ø « Ценностные ориентиры молодых»;

Ø « Терроризм - зло против человечества»;

Ø « Национальность без границ»;

Ø «Полотно мира»;

Ø «Объединимся вместе против террора».

 СТЕНДЫ:

Ø «Внимание - терроризм!»;

Ø «Россия против терроризма!».

   

 

 

Межпоселенческая центральная библиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ребята нашего двора»

(Методические рекомендации по организации игровых площадок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: методист МЦБ

                       Ю. А. Простакишина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Чернышевск, 2016 г.

         Проблема организации досуга детей и подростков в школах, детсадах, учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта до сих пор мало исследовалась. К сожалению, беда многих этого типа учреждений, в чрезмерной «заорганизованности» детей, в дефиците выбора свободных занятий по душе. Постоянный контроль и организованное давление педагогов приводят детей и подростков к нервным  перегрузкам, а вот свободной двигательной активности совершенно недостаточно.

         Между тем, организовать свой досуг подростки могут и сами, без непосредственного организованного участия педагогов. Но где гарантия, что этот досуг будет полезным и не причинит вреда другим. По мнению самих подростков в уличные компании их объединяют естественные и вполне безобидные побуждения – желание весело отдохнуть, нескучно провести свободное время, пообщаться с друзьями, найти единомышленников, проявить самостоятельность.

         Так почему же, именно, в этих компаниях совершается большинство преступлений и «безмотивных» в том числе. Да потому, что социальная среда, в которой протекает их жизнедеятельность формирует их нравственное сознание. Как правило, в таких компаниях появляются и соответственно свой неформальный лидер – вожак и обязательно рядом с ним друг лидера, укрепляющий его авторитет. Ученые уже доказали, что процесс завоевания и утверждения лидерства в неформальных подростковых группах протекает сложно, авторитет здесь держится не столько на силе кулака, сколько на основе взаимных симпатий, почитаний интеллектуальных качеств «вожака», его организаторских способностей. Кто он лидер двора? Каким должен быть? А что если, подготовить этих лидеров – вожаков и направить их деятельность на организацию досуга в своём дворе? Помочь этим ребятам в укреплении их авторитета, обучив их организаторской работе и обеспечив их досуговую деятельность  во дворе.

         Ближайшее окружение подростка: семья – школа – улица. Значит, с их помощью надо организовать обучение лидеров двора, исследовать и сдружить это «окружение» подростка.

         Воспитание у детей и подростков досуговых навыков и полезных привычек лучше всего осуществляется через игру. Хорошие игровые программы, оснащение технически под руководством профессиональных организаторов досуга могут влиять на психику подростков и характер их поведения. Может быть, уже пора признать, что весёлое занимательное представление, праздник, игровая программа иногда дороже философских трактов о «смысле человеческого бытия», так как решает чисто утилитарную задачу – снимают стресс, повышают жизненный тонус. Посудите сами, какое удовлетворение получают родители, если их дети весело и организованно под руководством специалистов вместе с соседями проводят своё свободное время во дворе.

         Такая профессиональная организация досуга снижает притягательную силу уличных компаний и является как бы противоядием против дерзких соблазнов улицы. В содержании игровой деятельности заложены элементы других видов человеческой деятельности  (познавательной, трудовой, коммуникативной, творческой, спортивной, технической и др.). Овладение которыми необходимо для развития личности ребёнка и его социальной адаптации в современной жизни.

         В программе игра выступает в разных качествах, и прежде всего, как игровая форма и игровой компонент.

         Игровая форма – это игра в чистом виде, где процесс игры одновременно и её результат, не требующий материального вознаграждения.

         Игровой компонент – это система игр, разработанных специалистами с учетом местных условий и социального заказа для конкретного возраста.

         Хорошо организованный досуг – это сочетание хорошей программы с хорошим её руководством и хорошей материальной базой (без спортинвентаря, микрофона, игровой площадки во дворе программу не реализовать).

         Программа «Ребята нашего двора», ориентирована на общие интересы, совместный отдых и неформальное общение детей, подростков во дворе.

         Цель программы: реанимация чувства и сознания неповторимой прелести нашей малой Родины: села, двора, улицы.

         Задачи:  формирование толерантных отношений детей и подростков; развитие их творческо – игровой активности, самостоятельности через создание единого досугово – игрового пространства посёлка (села).

Механизмы реализации программы.

1. Создание единого центра руководства организацией досуга в посёлке (селе):

- координация всех воспитательных средств для использования в сфере досуга;

- совместное планирование досуговой работы;

- оказание финансово – материальной помощи (поиск спонсоров).

2. Организация работы игровых площадок.

3. Проведение праздников, игровых программ, конкурсов по единому календарному плану, согласно выбранной теме года, месяца, квартала с учётом пожеланий самих детей, подростков, родителей, жителей посёлка (села).

4. Создание игровых и праздничных традиций своего поселка (села, микрорайона, улицы). Возрождение игр, обрядов, праздников и приёмов народной игры своих родителей, бабушек и дедов).

         Срок реализации данной программы по конкретному единому плану – 1 год.

         Но программа вариативна и возможно её продолжение с другой тематикой, другим разнообразием игровых программ, а возможно и с другим направлением досуговой деятельности.

         Специалисты так классифицируют девять основных видов досуга:

1. Чтение, просмотр кинофильмов;

2. Музыка, искусство;

3. Творческие ремесла и техническое творчество;

4. Танцы (народные и современные);

5. Драматическое искусство;

6. Игры, спорт;

7. Досуг на природе (садоводство, летние лагеря, пешие походы);

8. Путешествия и исследования неизведанных мест;

9. Общение как форма проведение досуга (игры, праздники, вечера и т.д.)

         Но суть программы неизменна – руководить организацией досуга во дворах должны специально подготовленные руководители, режиссёры – педагоги, настоящие друзья детей, подростков, умеющие создать единое досуговое пространство, основанное на местных традициях. Это должна быть единая команда.

Выводы: Посредством вложения минимума финансовых средств в реализацию данной программы «Ребята нашего двора» в перспективе: частичное снятие таких проблем:

Ø рост подростковой преступности;

Ø низкая адаптация ребёнка в коллективе, его неумение верно выбрать стиль общения;

Ø неумение организовать свободное время.

 

 

День славянской письменности и культуры.

Вед.1:

      Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры. В нашей стране праздник был возрожден в 1985 году и отмечается ежегодно 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного.

     Когда-то давно никто не умел читать и писать, все знания передавались устно. Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания.

 

Вед.2:

   24 мая считается днем памяти первоучителей славянских народов – святых братьев Кирилла и Мефодия. Они происходили из знатной семьи, жившей в греческом городе Солуни.  Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Кирилл – самым младшим.

  От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки - «кириллица».

  Так появилась в славянских странах своя письменность. До сих пор кириллицей в разных ее вариантах пользуются в России, Болгарии, Чехии, Югославии.

   Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно. Но известно, что люди раньше писали, читали при лучинах и свечах.

   А представьте себе жизнь без письменности. Если бы исчезла письменность, исчезли бы библиотеки, книги, афиши, письма, билеты на поезда и т.д.

    

Вед.1:

   Дорога к письменности была длинной и трудной. Все начиналось, как думают некоторые ученые, с медведей.

   Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так, как домов еще не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стены.

   Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой.

   Послушайте отрывок из поэмы американского поэта ЛОНГФЕЛЛО «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

 

Вед2.:

…Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой, бересте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду…

Вед.1:

   Ребята, так что же изобрел Гайавата? (письмо)

   А как можно назвать такое письмо? (рисуночное)

   На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, затем – клинопись (письмена из черточек и в виде клиньев). На основе этого письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

    События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «Повести временных лет», которую написал летописец Нестор (древнерусский писатель начала XII века).

   На пергаментные листы этого рукописного свода вписывались самые важные дела и свершения общерусского значения. Так, например, 988 год – год открытия в Киеве дворцовой школы «Учения книжного». Вместе с латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит - славянская.

   Рождение новой школы связано с созданием славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году. Преподавали тат на старославянском языке. Было воспитано около 200 книжников. Азбуку называли «кириллицей».

 

Вед.2:   

    Ребята, какой язык помог развитию русского языка?

(старославянский)

   Употребляя пословицу: «Устами младенца глаголет истина», мы и не задумываемся, что не используем при этом ни одного «чисто» русского слова. Давайте поговорим о старых названиях некоторых букв, которые широко использовались в русской литературе в художественных целях.

   Первая буква алфавита – «АЗ» О человеке, который ничего не знает, могут сказать «Он аза не знает в глаза».

   «БУКИ» - название второй буквы русской азбуки, входит в пословицу: «Аз да Буки – все науки».

   «ВЕДИ» - третья буква старинного русского алфавита.              «ГЛАГОЛЬ» - это представляет собой форму слова «говорить».

  Есть еще такие буквы: 

 «МЫСЛЕТЕ» - мыслить.

   «ФЕРТ» - происхождение этого слова не установлено. По внешнему виду начертание буквы «Ф» напоминает подбоченившегося человека. Существуют выражения: стоять фертом, ходить фертом (важничать).

    «ЯТЬ» происходит от «ЯДЬ» в значении «еда, пища».

    «ЮС большой» и «ЮС малый» - происхождение слова «ЮС» не ясно. Эти буквы в старину служили для обозначения гласных «о» и «е».

    «ФИТА» - от этой буквы образовании слово «ФЕТЮК», обозначающее: нерасторопный, глупый, несообразительный человек.

   «ИЖИЦА» - последняя буква алфавита. «Дойти до ижицы» - означает: завершить, закончить что-либо.

  

Вед.1:

   В 1708 году ПетрI приказал вместо церковно-славянской ввести в школы гражданскую азбуку.

  Самой дорогой буквой русского алфавита считали «Ъ» (ер). Когда убрали эту букву, то получилась экономия краски, времени и денег.

Но эта буква самая молчаливая, ее называли «тунеядицей».

   Ребята, а какую роль выполняет эта буква в современном русском языке? (это разделительный твердый знак)

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете ИЖИЦА,

А с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква ИЖИЦА?

Где ЯТЬ? И где ФИТА?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится,

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Вед.2:

   Ребята, давайте повторим названия старославянских букв.

   (дети вспоминают буквы)

   А теперь нужно ответить на вопросы:

   1. Как называется книга, по которой вы научились читать? (Азбука)

   2. Назовите имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)

   3. Как называется знак, придуманный Кириллом для создания славянской азбуки? (буква)  

   4. Имя  брата и помощника Кирилла. (Мефодий)

   5. Как называется материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги? (пергамент)

   6. Материал, на котором писали люди в старину на Руси.(Береста)

   7. Название русской азбуки. (Кириллица)

   8. Что заменяло ручку или карандаш в древности? (Перо)

 

  

 

 

 

  

 

 

 

Клубы и кружки в библиотеках:                                      

    от замысла к воплощению.

Клуб  - это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов, место общения. Клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами.

            Клубы по интересам – одна из оптимальных моделей формы работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, осуществляя контроль за деятельностью клубов и оказывая им действенную разностороннюю помощь.

         В  библиотеках района получили распространение клубы различной содержательной направленности:

Ø  декаротивно – прикладное творчество (клуб «Домовенок»,  МЦБ, клуб «Сударушка», библиотека – филиал №1, п. Жирекен);

Ø  нравственно – эстетическое (клуб «Лидер»,  ЦДБ);

Ø  клуб семейного чтения («Солнечные лучики», ЦДБ);

Ø  литературное творчество (клуб «Жарки», библиотека – филиал №1,     п. Жирекен);

Ø  экологическое (клуб «Кедровичок, библиотека – филиал №4, с. Алеур);

Ø  эстетическое (клуб «Мозговой штурм», библиотека – филиал №5,        с. Багульное);

Ø  фольклорное (клуб «Сударушка», библиотека – филиал №17,                с. Старый Олов);

Ø  нравственное (клуб «Родничок», библиотека – филиал №17,                   с. Старый Олов);

Ø  художественное (клуб «ЧИВ», библиотека – филиал №18, с. Утан);

патриотическое (клуб «Позитив», библиотека – филиал №13,                            с. Курлыч).

Функции клуба по интересам:

- самообразовательная (обязательным атрибутом любого мероприятия в библиотеке является пропаганда литературы  - мероприятие должно сопровождаться выставкой литературы, её обзором);

- организация досуга (отдых,  способ проведения свободного времени);

-коммуникативная (межличностное общение), клуб по интересам -  неформально малая группа, членов которой объединяют общие интересы;

- творческая (самовыражение, наиболее полно она выражается в клубах по интересам с элементами самодеятельного творчества).

  Этапы создания клубов по интересам.

     При  создании клубов по интересам необходимо обратить внимание, что эта работа выполняется в несколько этапов.  Рассмотрим этапы создания клубов.

      Первый этап – принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекаря.  Библиотекари организуют клуб, исходя из своих интересов. Если библиотекарь любит стихи, он создает клуб любителей поэзии, если увлекается музыкой – клуб поклонников музыки, хорошая хозяйка организует клуб «Хозяюшка» и т.д. Это одна из положительных сторон профессии библиотекаря, поскольку кроме профессиональных интересов на рабочем месте можно реализовать свои увлечения, хобби. Недаром говорят, что для получения хорошего результата к делу надо приложить душу. В том, что библиотекарь с душой отдается своему делу, - важный залог успешной работы. Его неравнодушие, личная заинтересованность, передаются читателям, он заражает их своим  энтузиазмом. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей.       

   Второй этап – организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба. Это прежде всего местные средства массовой информации. Творческие контакты со СМИ обеспечат рекламу, объявление об очередном заседании, информацию о прошедшем мероприятии. Все это способствует повышению авторитета клуба среди населения и работает на имидж библиотеки.

   Третий этап – выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. С этой целью библиотека должна развернуть грамотную компанию по рекламе клуба. В комплексе с нею необходимо провести исследование, в ходе которого выявить не только желаемую проблематику клуба, но и формы проведения заседаний, удобное время работы и т.д.  Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям.  Значимая роль принадлежит библиотекарю, работающему непосредственно с читателями. Хорошо зная контингент своих читателей, библиотекарь целенаправленно ведет пропаганду клуба.

    Четвертый этап – разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Необходимо разработать эмблему клуба, его девиз, устав, членский билет, значок, даже гимн. Зачастую здесь присутствуют элементы юмора, при оформлении используются знакомые символы. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.

    Пятый этап – выбор органов самоуправления – председателя, членов совета, актива.

   Шестой этап – планирование работы клуба. Планы составляются на основе результатов исследования. Как известно, они бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные). Планирование любой работы – важный показатель культуры труда.

    Седьмой этап – разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов – его заседания. Наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых. Это литературные вечера, которые в современных условиях проводятся по образцу салонов, гостиных. Дискуссия, диспут также могут заинтересовать читателей. Читательская конференция – достаточно распространенная форма заседаний. Можно организовать вечер вопросов и ответов, конкурсы, соревнования. Достаточно распространенной формой становятся встречи с интересными людьми. Приглашенные на заседания клуба становятся желанными гостями, что обеспечивает их плодотворное общение.

   Восьмой этап – пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам – то, что определяет его специфику.

              Выходить клубному объединению на массовую аудиторию, наверно, не следует до тех пор, пока оно не станет единым (для всех его членов) полнокровным организмом, пока каждый член коллектива не адаптируется в нем, не найдет свое место, не поймет свою роль. Происходит это не сразу, в несколько этапов.

             Первый этап – пассивное восприятие информации. Следующий – активное восприятие, когда человек стремится углубить знания о предмете своего интереса, обращается к литературе о нем, обсуждает прочитанное. Затем наступает момент самоопределения и самовоспитания. Это следующий этап. Член объединения осознает себя равноправной личностью в коллективе, чувствует себя в нем прочно, находит свое место и занимает твердую собственную позицию.

            Наконец, последний этап – самоотдача, когда возникает потребность у каждого члена и объединения в целом поделиться знаниями с другими. Вот тогда и происходит контакт с внешней средой, наступает благоприятный момент для выхода любительского объединения на массовую аудиторию.

                            

Клуб – кружок.

       Цель организации клуба – кружка – приобщение ребят к миру искусства, воспитание не потребительского, а творческого отношения к нему. Члены клуба на заседаниях знакомятся с литературным, изобразительным и музыкальным творчеством современных авторов, художников, музыкантов, обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями от увиденных фильмов и телепередач. Пишут творческие сочинения и анализируют их. Кроме того, в клубе – кружке ребята занимаются различного вида рукоделием: вышивают, плетут макраме, шьют мягкую игрушку – мастерят поделки, соответствующие теме проведенного мероприятия. Все поделки используются для оформления мероприятий, проходящих в библиотеке.

Клуб – агитколлектив.

       Члены клуба готовят лекции на различные темы, затем выступают с подготовленными докладами перед аудиторией: школьниками, рабочими разных специальностей. Члены клуба не только проводят совместные вечера отдыха, но и организуют спортивные праздники, готовят агит – программы, выпускают стенгазеты.

       Таким образом, клуб – агитколлектив позволяет направить энергию и активность молодежи в социально полезное русло, предоставляя возможность каждому внести свой посильный вклад в общее дело.

Клуб – кафе.

          Замысел клуба таков: члены клуба посещают вечера, на которых наряду с играми, танцами и развлечениями в каждой из программ проводится остроактуальная, всех интересующая тематическая часть эстетически развивающей программы. Отличительная часть клуба – кафе от других клубов – в заключительной части мероприятия проводится чаепитие с членами клуба.

Клуб друзей игры.

        Члены клуба ищут старые и новые детские игры. Собирание, изучение и в особенности возрождение лучших народных игр наиболее эффективно при условии, если работа ведется с помощью детского игрового коллектива, вживую исследующего правила различных игр. Но только играми клуб друзей игры не ограничивается. Основная цель клуба – научить думать, искать. Поэтому члены клуба  проводят литературоведческие исследования, выясняют, как представлены игры в произведениях русских, советских, современных писателей, в зарубежной литературе. Кроме того, на базе клуба можно организовать музей игры и игрушки, дающий представления об известных народных промыслах игрушки, о фабриках игрушек и игрового инвентаря. В музее один из разделов можно посвятить ребячьим самоделкам: корабликам из коры, оригами и т.д. Материалы музея модно использовать  для выставок, во время экскурсий, на уроках, классных часах.

Клуб «Стоп – кадр».

        Члены клуба – любители фотографии. «Клубовцев» можно привлечь к  работе на благо библиотеки – оформление помещения фотографиями. Организация фото – выставок членов клуба, конкурс фото – материалов на заданные темы, например: «Читатель. Книга. Библиотека».  На заседаниях клуба его члены могут изучать историю кино и фотографии. Постоянные компоненты встреч – викторины, фотозагадки, выставки – «фотофакты»

 Что должно быть в альбоме клубного объединения.

Ø Устав (положение) клуба. Устав обычно начинается с эпиграфа, который может быть девизом клуба. В уставе оговариваются все основные стороны организации и деятельности клуба:

Ø Наименование клуба (клуб любителей поэзии «Муза», литературный клуб «Алые паруса», военно-патриотический клуб «Подвиг», клуб интересных встреч «Разрешите представиться»); как организован (создание инициативной группы, которая готовит проект клуба: придумывает название, определяет структуру, устав, знаки отличия, сообщает о рождении клуба через СМИ. На первой организационной встрече выбирают Совет клуба, председателя, редколлегию, утверждают устав, атрибуты, составляют план деятельности клуба); где и для кого (решают: кто будет руководить клубом, кто войдет в его состав, где и когда встречаться, о материальной базе, о деловых связях);

Ø Цели и задачи клуба. Цель есть «то, ради чего» (Аристотель). Задачи – это то, как реализовать цель. Сформировать цели и задачи - значит определить направление деятельности клуба. Цели могут быть перспективными или ближайшими. В перспективных отражается конечный результат деятельности, например: воспитание у молодежи чувства прекрасного. Ближайшие – подсказывают, как составить программу и выполнить ее, какие средства, формы и методы выбрать для этого, каковы место, время, периодичность клубных встреч, кого привлечь к работе клуба, как его организовать.

Ø Права и обязанности членов клуба. По членству клубы могут быть закрытыми и открытыми. Закрытые – это те, куда доступ новых членов ограничен и обусловлен определенными требованиями (спортивными, творческими). Состав открытых клубов более подвижен. От членов клуба требуется соблюдение определенных прав и обязанностей, которые находят отражение в уставе. Например, эстетических норм: «не зазнавайся», «дорожи честью клуба». Уставы требуют регулярного посещения занятий, добросовестного выполнения поручений, возможно – оказание помощи библиотеке и т.п.

Ø Построение клуба и органы самоуправления. Высшим, решающим органом клуба является общее собрание его членов. Собрания проводятся 2-3 раза в год, на них избирается Совет клуба, редколлегия, утверждается направление и программа деятельности клуба, а в конце года дается отчет о проделанной работе, анализ его деятельности.

Ø Атрибутика клуба. Это девиз, гимн, эмблема, флаг. Иногда организаторы сами решают этот вопрос и предлагают варианты членам клуба, или объявляется среди членов открытый конкурс.

Ø Первичная документация. Важным документом является программа. Она составляется на год и должна быть оформлена.


№п/п


Наименование мероприятия


Когда проводится


Где проводится


Совместно с кем


Ответственный


Примеч.


Программу клуба нельзя путать с планом работы. Составление программы может быть одним из пунктов этого плана. В план могут войти вопросы создания и укрепления материальной базы, установление связей и контактов с другими организациями, учреждениями.


№ п/п


Что сделать


Срок исполнения


Ответственный


Отметка о выполнении,

примеч.

 

Ø  Дневник клуба – это основной документ, отражающий работу клуба. Здесь по мере проведения, в хронологическом порядке фиксируются, описываются с разной степенью полноты и анализируются все основные мероприятия клуба как запланированные, так и проведенные.

 

 

 


Дата проведения


Краткое описание проведенного мероприятия, где проведено, кем, основные и наиболее удачные моменты


Количество присутствующих,

характер аудитории


Краткий анализ, положительные стороны и недостатки


Примечания


К обязательному минимуму относятся списки организаторов, членов клуба, членов Совета. Списки должны содержать максимум сведений:


№ п/п


Ф.И.О.


Год

рождения


Образование


Место учебы, работы, тел.


Домашний адрес, тел.


Ответственный за постоянное поручение

Все списки членов клуба, Совета, его организаторов с момента создания клуба, должны сохраняться. Это необходимо для анализа изменений, происходящих в клубе, для того, чтобы иметь возможность проследить в дальнейшем динамику его развития.

В число необходимых клубных документов входят протоколы заседаний клуба и Совета клуба, сценарии массовых мероприятий.

Вся документация по каждому клубу должна храниться в специальных папках и по годам. Чтобы ведение документации и содержание ее в необходимом порядке не было обременительным, к делопроизводству целесообразно привлекать самих членов клуба и общественный актив, рассматривая это как важнейшее общественное поручение. Первичная документация клуба – это не только объективное свидетельство пройденного клубом пути, но и материал для анализа, средство стимулирования и совершенствования работы клуба.
От чего зависит эффективность клуба? Прежде всего, от компетентности, эрудированности руководителя, его организаторских способностей, а также от педагогического мастерства (при работе с юношеством).


 
 
 

 

В отличие от клубов по интересам или любительских объединений, где руководство осуществляется органом самоуправления – будь то совет, бюро, правление, президиум, избранный общим собранием всех клуба, – кружки имеют более простую структуру и функции.

Основные цели организации кружка в библиотеках: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Кружки создаются по инициативе библиотек в тех случаях, когда нет постоянного активного «ядра» читателей для организации клубной работы. Кружок – это хорошая проба сил для молодого, начинающего библиотекаря. Иногда библиотека только организует работу кружка, которым руководит педагог или профессионал в какой-либо области деятельности. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год, поэтому состав участников периодически меняется. В наши дни в библиотеках района  открыто множество кружков разного содержательного наполнения для всех возрастных групп пользователей. Так, под крышей библиотек района  успешно работают:

Ø Кружки ремонта книг «Книжкина больница» (библиотека – филиал №1, п. Жирекен);  «Книжкины лекари» (бибилотека – филиал №2, п. Зилово); «Книжкина больница» (библиотека – филиал №23 ,                      с. Комсомольское);

Ø Кружки нравственного направления «Ровесник» (библиотека – филиал №2,                 п. Зилово);

Ø Кружки эстетического направления «Юный художник» (библиотека – филиал №2,         п. Зилово); «В тридесятом царстве» (библиотека – филиал №6, с. Байгул); «Художественное слово» 9библиотека – филиал №6, с. Байгул); «Волшебный карандаш» (библиотека – филиал №6, с. Байгул); «В мире сказок» (библиотека – филиал №15, с. Новольинск);  «Фантазия» (бибилотека – филиал №21, с. Ульякан).

Ø Кружки оригами и бумагопластики «Самоделкин» (библиотека – филиал №5,               с. Багульное);  «Затейник» (библиотека – филиал №14, с. Мильгидун);

Ø Кружки литературного направления «Художественное слово» (библиотека – филиал №10, с. Икшица);

Ø Кружки художественного направления «Почемучата» (библиотека – филиал №19,       с. Укурей);  

Ø Театр кукол «Буратино» (библиотека – филиал №20 с. Урюм);

Ø Кружки прикладного творчества «Мастерица» (бибилотека – филиал №20, с. Урюм, библиотека – филиал №23, с. Комсомольское); «Умелые ручки» (библиотека – филиал №16, с. Новый Олов).

Порой именно библиотека становится центром сохранения традиций местных народных промыслов – лепки фигурок из соленого теста или вязания пуховых платков, выделки глиняных игрушек или изделий из кожи.

Культура чтения является важной составляющей Человека читающего («Homo legens»). Теория чтения подробно анализирует и характеризует признаки, отличающие человека книжной традиции – читателя от нечитателя, рассматривая феномен чтения как неотъемлемый и весомый атрибут культуры.

  Для тех, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам профессионального мастерства, предлагаем организовать кружок по культуре чтения. Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

1. Выявить интересы читателей и найти целевую группу потенциальных участников кружка. Кружок по культуре чтения может быть создан как для однородных, так и для смешанных разновозрастных групп. Надо учитывать, что в смешанных группах развивать подобную деятельность намного сложнее, чем в однородных.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу занятий для кружковцев.  Решить вопросы организационно-методического характера – закрепить удобное помещение для проведения занятий, согласовать режим работы, обеспечить информационную поддержку деятельности кружка и др.

3. Довести информацию об открытии кружка до заинтересованных пользователей по всем доступным каналам рекламирования.

4. Предложить методику «обратной» связи, критерий и показатель эффективности внедрения новой формы работы. Оперативно координируя деятельность разных структурных подразделений библиотеки, необходимо добиваться такого положения, чтобы участники кружка по культуре чтения становились полноправным «сильным звеном» при проведении других мероприятий библиотеки – презентаций книг, обсуждений литературных новинок, встреч с писателями, конкурсов, дискуссий и т. д. Надо помнить, что кружок – это лишь зона ближнего развития. Опираясь на принцип «от простого к сложному», начинающий библиотекарь (а потом и команда единомышленников) со временем сможет достичь библиотечных вершин, превратив кружок в клуб.


Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни
Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт
 «МУК Межпоселенческий организационно – методический центр»